Дизонтогенез позвоночника что это такое

Данное понятие включает в себя различные формы нарушения онтогенеза и, прежде всего, пре – и постнатальный (преимущественно раннего детского возраста) дизонтогенез, когда морфологические структуры организма еще не достигли своей зрелости.

Одним из основных компонентов постнатального дизонтогенеза является психический дизонтогенез (дизонтогения), который, по нашему мнению, можно охарактеризовать как нарушение психического развития (в целом или его составляющих) ребенка, вследствие расстройств процессов созревания (последовательности, ритма и темпа) и функционирование всех структур головного мозга.

Этиологические факторы психического дизонтогенеза:

· патогенные биологические (генетические, внутриутробные нарушения, экзо — и эндогенно-органические и др.);

· неблагоприятные социально-средовые и психологические (различные виды социальной и психо — эмоциональной депривации, психологические стрессы и др.);

· сочетание биологических и неблагоприятных социально-средовых и психологических факторов.

Патопсихологические параметры психического дизонтогенеза.

Выделяется четыре патопсихологических параметра, определяющих характер психического дизонтогенеза (Лебединский В.В.):

1) функциональной локализации нарушения;

2) времени поражения;

3) соотношение первичного и вторичного дефектов;

4) характера нарушения межфункциональных взаимодействий в процессе аномального системогенеза.

Параметр функциональной локализации нарушения характеризуется наличием в мозговой организации психических функций общего и частичного дефектов.

Общий дефект связан с нарушением корковых и подкорковых регуляторных систем, обуславливающих дефекты интеллектуальной деятельности, снижение уровня бодрствования и психической активности, а так же патологии влечений и элементарные эмоциональные расстройства.

Частный дефект связан с нарушением деятельности различных анализаторов и, прежде всего, их корковых отделов.

Время поражения несомненно играет важную роль в степени нарушения психического развития.

Еще Л. С. Выготский указывал, что чем раньше произошло поражение нервной системы, тем вероятнее явление недоразвития психики. Чем позднее возникло нарушение нервной системы, тем более характерны явления повреждения с распадом структуры психических функций.

Соотношение между первичным и вторичным дефектом основывается на взглядах Л. С. Выготского о первичном (биологически обусловленном) дефекте и вторичном дефекте, возникающем опосредованно в процессе аномального социального развития.

Учет параметра взаимоотношений между первичным и вторичным дефектами имеет важное значение в профессиональной деятельности педагога.

Действительно, наличие у ребенка первичного дефекта является препятствием к его обучению и воспитанию.

В этой связи, ранняя психолого-педагогическая диагностика детей с нарушением психических функций и последующее включение их в процесс реабилитации, с обязательной педагогической коррекцией, как в условиях образовательного учреждения, так и на дому, несомненно, способствуют развитию положительной динамики формирования всех сторон личности ребенка и его социальной компенсации.

Характер нарушения межфункциональных взаимодействий в процессе аномального системогенеза основывается на современных научных взглядах о системном характере психики и свидетельствуют о том, что в процессе психического развития возникновение новых качеств является результатом перестройки внутрисистемных отношений. Известно, что в нормальном онтогенезе выделяются несколько типов межфункциональных отношений, явления временной независимости функций, ассоциативные и иерархические связи.

Первые два типа характерны для ранних этапов онтогенеза, а иерархические связи, являющиеся наиболее сложными, формируются в процессе усложняющееся предметной деятельности и общения. В норме эти типы связей отражают уровни функциональной организации психических процессов.

При различных видах поражения нервно-психической сферы ребенка отмечается нарушение межфункциональных связей, приводящее к психическому дизонтогенезу.

Клинические проявления нарушений межфункциональных связей зависят, прежде всего, от их механизма, характера, диффузности и глубины.

К примеру, рассмотрим развитие ряда клинических проявлений, обусловленных различными видами механизмов (изоляции, патологической фиксации, временных и стойких регрессий и др.) этих нарушений:

2. Патологическая фиксация, межфункционально-ассоциативных связей, развивающаяся вследствие инертности ассоциативных связей при поражениях головного мозга, проявляется в виде различных инертных стереотипов и, так называемых, аффективных фиксаций (страха, испуга и др.). Так, патология страха, фиксируясь в раннем возрасте ребенка, распространяется и на более поздние возрастные периоды, тем самым замедляя его психические развитие.

3. У детей с задержкой психического развития, уже освоивших устный счет, при любом затруднении отмечается возврат к счету на пальцах, как результат развития регрессии, вследствие нарушения иерархических межфункциональных связей. Регрессии носят временных либо стойкий характер в зависимости от степени тяжести патологического процесса.

Однако, во всех случаях наличия у ребенка проявлений регрессии, необходимо проведение с ним специальных коррекционных занятий, направленных на ее устранение.

Читайте также:  Что такое компрессионный перелом позвоночника у детей

Классификация психического дизонтогенезана современном этапе развития детской психиатрии и психопатологии, на наш взгляд, можно выделить два основных вида классификации психического дизонтогенеза: психологическая, клиническая и клинико-патопсихологическая.

Сторонники психологической классификации рассматривают психологический дизонтогенез с позиций патогенеза нарушений развития личности, различая при этом следующие его виды: задержанное, поврежденное и искаженное развитие (Г.Е. Смирнова, 1959); недоразвитие и искаженное развитие (Л. Каннер, 1955).

Клиническая классификация (В.В. Ковалев, 1995) основывается:

— на анализе нарушений психического развития в процессе текущего психического заболевания (эпилепсия, шизофрения и др.);

— на динамике дизонтогенетических форм психической конституции (различные формы психопатологий);

— на аномальном развитии личности в результате влияния отрицательных условий воспитания (варианты патохарактерологического формирования личности).

При этом, им выделено три основных типа психического дизонтогенеза: ретардация, асинхрония и третий тип – условно-обозначенный, как регрессивный.

Ретардация — запаздывание или приостановка психического развития может быть общей (тотальной) и частной (парциальной).Общая ретардация характеризуется запаздыванием или приостановкой психического и личностного развития в целом. Частичная – запаздыванием или приостановкой развития отдельных психических функций, компонентов психики, отдельных свойств личности (или психомоторики, или речи, или произвольных форм регуляции и т. п.).

Асинхрония – искаженное, диспропорциональное, диспропорциональное, дисгармоническое психическое развитие. Она проявляется выраженным опережением развития одних психических функций и свойств личности и значительным отставанием темпа и сроков созревания других функций и свойств, что становится основой дисгармонической структуры личности и психики в целом.

Регрессивный тип психического дизонтогинеза — временный возврат к незрелым формам нервно-психического реагирования.

Однако за последние годы в практической деятельности специалистов разного профиля стала заслуживать классификация, разработанная В.В. Лебединским (2000), основу которой составляют своеобразные сочетания патопсихологических и клинических параметров психического дизонтогенеза.

Данная классификация включает в себя шесть вариантов нарушений психического развития: I – недоразвитие, II-задержанное развитие, III- поврежденное развитие, IV – дефицитарное развитие, V- искаженное развитие, VI – дисгармоничное развитие.

При этом, варианты психического дизонтогенеза условно можно сгруппировать в три основные группы нарушений психического развития, строго соответствующие клинической классификации, а именно:

1. Недоразвитие и задержанное развитие – нарушение, обусловленное отставанием психического развития (ретардация).

2. Искаженное и дисгармоничное развитие – дисгармоничность развития (асинхрония).

3. Поврежденное и дефицитарное развитие – поломка отдельных функций, иными словами, возврат к незрелым формам нервно-психического реагирования (регрессивный тип психического) дизонтогенеза.

В.В. Лебединским описаны клинические проявления, являющиеся основными моделями различных вариантов психического дизонтогенеза.

Типичным примером стойкого недоразвитияявляется умственная отсталость.

Для данного типа дизонтогенеза характерно раннее диффузное повреждение незрелого мозга, обусловленное генетическими пороками, пре- и постнатальными и др. воздействиями и как следствие — нарушение развития интеллекта, обусловленное, прежде всего, тотальным недоразвитием психических функций.

Задержанное психическое развитие характеризуется замедлением темпа формирования познавательной и личностной сфер с их временной фиксацией на более ранних возрастных этапах. При различных вариантах задержанного развития (конституционального, соматогенного, психогенного, церебрально-органического и др.) соотношение нарушения темпов развития познавательной и личностной сфер может быть различным.

Поврежденное психическое развитие имеет сходную с недоразвитием и задержанным развитием (в первую очередь, с ЗПР церебрально-органического генеза) этиологию: наследственные заболевания, органические поражения ЦНС. Основное отличие заключается в более позднем времени патологического воздействия на мозг (после 2-3 лет), когда большая часть мозговых систем уже сформировалась. Характерной моделью поврежденного развития является органическая деменция, при возникновении которой в раннем детском возрасте характер дизонтогенеза определяется сочетанием грубого повреждения ряда сформированных психических функций с недоразвитием лобных систем, как онтогенетически более молодых образований, при этом на первый план выступает парциальность расстройств в виде грубых локальных мозговых расстройств (двигательных, речевых, гностических, мнестических, пространственных ориентаций и др.). Нарушения мышления могут проявляются в виде снижения функции обобщения, резкой замедленности и плохой переключаемости мыслительных процессов, тяжелой психической истощаемостью, нарушением логического строя мышления, выраженными наклонностями к персеверациям, вялостью, апатией, резким снижением активности мышления, а также нарушением его критики и целенаправленности.

Дефицитарное психическое развитие представляет собой особый вид дизонтогенеза, связанный не с психическими заболеваниями, а с тяжелыми нарушениями отдельных систем: зрения, слуха, речи, опорно-двигательного аппарата, а также рядом инвалидизирующих соматических заболеваний. Дефицитарность психического развития определяется прежде всего наличием первичного дефекта и, вследстие этого, вторичной задержкой психического развития.

Читайте также:  У собаки на шее шишка что это

Искаженное психическое развитие характеризуется сложными сочетаниями общего недоразвития, задержанного, поврежденного и ускоренного развития отдельных психических функций, что приводит к формированию ряда качественно новых, не свойственных нормальному онтогенезу, патологических образований. Как правило, в основе этого типа дизонтогенеза лежит текущий болезненный процесс. Наиболее характерной моделью искаженного развития является дизонтогенез при синдроме раннего детского аутизма (РДА,или синдром Л.Каннера).

Основой дисгармонического психического развития является врожденная либо рано приобретенная стойкая диспропорциональность психики преимущественно в эмоционально-волевой сфере. Моделью дисгармонического развития является ряд психопатий, а также патохарактерологические формирования личности в результате неправильного воспитания.

Глава 5.

Дата добавления: 2018-02-15 ; просмотров: 1365 ; ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

Дизонтогенез –нарушение темпов и содержания нормального развития в возрасте, когда морфофункциональные системы ещё не достигли зрелости.

Обобщение содержания работ Л.С.Выготского, А.Р.Лурии, Б.В.Зейгарник, а также исследований В.В.Лебединского, Г.Е.Сухаревой, М.С.Певзнер, Э.Г.Симерницкой и др., можно выделить основные факторы, влияющие на тип возникшей у ребёнка дизонтогении:

1. Возрастная и временная обусловленность дизонтогении (время и длительность воздействия повреждающих факторов). По В.В.Лебединскому это второй параметр дизонтогенеза, связанный со временем поражения. Чем раньше произошло поражение, тем вероятнее явление недоразвития. Чаще повреждаются функциональные системы с относительно коротким периодом развития.

2. Этиология повреждающих факторов.

3. Распространённость болезненного процесса (локальность или системность патогенного воздействия). По В.В.Лебединскому это первый параметр, связанный с функциональной локализацией и позволяющий выделять частный и общий дефекты.

4. Степень нарушения межфункциональных связей. По В.В.Лебединскому это четвёртый параметр характеризующий психический дизонтогенез. Новые функции и качества возникают в результате перестройки внутрисистемных отношений. К межфункциональным отношениям относят явления временной независимости функций, ассоциативные и иерархические связи.

Причиной дизонтогенезачаще всего являются локальные и системные нарушения ЦНС. К локальным можно отнести дефекты отдельных анализаторов. Сложные дефекты, например, умственная отсталость, являются системными.

Л.С.Выготский одним из первых предложил классификацию отклоняющегося развития. Она включала три типа дефектов: 1) повреждение или недостаток воспринимающих органов (слепота, глухота и пр.); 2) повреждение или недостаток частей ответного аппарата, рабочих органов (калеки); 3) недостаток или повреждение ЦНС (слабоумие).

Г.Е.Сухарева с позиций патогенеза выделяет три вида отклоняющегося развития: 1) задержанное развитие; 2) повреждённое развитие; 3) искажённое развитие.

Г.К.Ушакова и В.В.Ковалёва выделяют два основных вида психического дизонтогенеза:

1) ретардация; 2) асинхрония.

Наиболее полной в настоящее время считается классификация психического дизонтогенеза В.В.Лебединского. Автор выделяет следующие разновидности дизонтогенеза:

1. Психическое недоразвитие. Примером служит умственная отсталость. Характерно раннее поражение мозговых структур.

2. Задержанное психическое развитие (ретардация). Характеризуется замедленным темпом формирования познавательной и эмоциональной сфер.

3. Повреждённое психическое развитие. Локальное поражение какого-либо анализатора или струкрур головного мозга. Патологическое воздействие на мозг произошло в период, когда их морфологическое и функциональное созревание было практически завершено.

4. Искажённое развитие (асинхрония). Характерно патологически ускоренное асинхронное развитие отдельных психических функций. Примером служит ранний детский аутизм.

5. Дисгармоническое развитие это форма нарушения развития, при которой отмечается недостаточность развития эмоционально-волевой и мотивационной сферы личности, при относительной сохранности остальных структур. Примером служат психопатии.

6. Дефицитарное развитие. Характеризуется тяжёлым недоразвитием или повреждением отдельных анализаторных систем: слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата и др.

Психопатии –аномалии развития эмоционально-волевой и мотивационной сферы личности. В патопсихологии выделяют три основных критерия, характеризующих психопатию: 1). тотальность патологических черт характера; 2). относительную стабильность их проявлений в течение жизни; 3). социальная дезадаптация.

Рекомендуемая литература по теме:

Вопросы воспитания слепых, глухонемых и умственно отсталых детей/ Под ред. Л.В.Занкова М., 1940.

Государев Н.А. Специальная психология. Учебное пособие. М., 2008.

Лебединский В.В. Нарушение психического развития в детском возрасте. М., 2003.

Специальная психология / Под ред. В.И.Лубовского. М., 2003.

Саенко Ю.В. Специальная психология. Учебное пособие. М., 2006.

Сорокин В.М. Специальная психология. СПб., 2003.

Сорокин В.М. Практикум по специальной психологии. СПб., 2003.

Шаповал И.А. Специальная психология. Учебное пособие. М., 2005.

Читайте также:  Протянуло спину что делать

Щербакова А.М. Воспитание ребёнка с нарушениями в развитии. М., 2001.

Вопросы для самопроверки:

1. Что такое дизонтогенез?

2. Что такое дизонтогения?

3. Каковы основные причины дизонтогенеза?

4. Назовите основные виды дизонтогенеза.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)
очень нужно

Дефект Шморля позвонков: что это такое, лечение позвоночника

В рентгенологии существует термин – грыжа Шморля. Это обозначает, что на некоторых отделах позвоночного столба есть анатомическо-структурные изменения с формированием пульпозного ядра.

Чаще всего межпозвоночная грыжа Шморля появляется у детей при их быстром росте. Во время роста мягкие ткани растягиваются, при этом костная ткань значительно отстает.

В губчатых образованиях позвоночного столба начинают формироваться пустоты. Через некоторое время такие пустоты продавливаются замыкательными пластинами позвонков.

Данные замыкательные пластины называют гиалиновым хрящом, которые представляют из себя специальное формирование. Гиалиновый хрящ призван защищать губчатые костные ткани каждого конкретного позвонка от разнообразных механических травмирующих воздействий.

Для лечения суставов наши читатели успешно используют СустаЛайф. Видя, такую популярность этого средства мы решили предложить его и вашему вниманию.
Подробнее здесь…

В молодом возрасте часто формируются множественные грыжи Шморля. Различают позвоночные дефекты по характеру расположения:

  • передние,
  • центральные,
  • боковые,
  • задние.


Необходимо отметить, что центральная и боковая грыжи Шморля никогда не вызывают болевых ощущений. Это объясняется тем, что такие образования не давят на нервные окончания позвоночника.

Если есть передняя грыжа Шморля, то чаще всего она формируется во множественной форме. Такой множественный дефект приводит к постоянным болевым ощущениям, они чаще всего сопровождаются нарушением двигательной активности позвоночного столба.

Вокруг грыжи может сформироваться область остеосклероза, вследствие чего возникают интракорпоральные грыжи. К такому состоянию может приводить:

  • периодическое нахождение в одной и той же позе в течение длительного времени,
  • пассивный образ жизни.

Помимо этого, необходимо отметить наследственный фактор, который также вызывает дефект типа Шморля.

Кроме этого, к появлению позвоночного заболевания приводит кифоз, лордоз либо сколиоз. При таких сопутствующих заболеваниях, в позвоночнике происходят дегенеративные изменения, которые вызывают ослабление позвоночных отделов.


Многие люди, страдающие от болевых ощущений в позвоночнике по типу миалгии и артралгии, интересуются степенью опасности грыжи Шморля. Стоит отметить, что любое заболевание, наблюдающееся у человека способно привести к различным последствиям.

Особенно это верно для опорно-двигательного аппарата. Дефект типа Шморля необходимо лечить сразу же после того, как появляются симптомы и поставлен диагноз.

Основными симптомами грыжи Шморля выступают:

  1. появление ощущения тяжести в поясничной области,
  2. болевые ощущения,
  3. сужение костно-мозговой площади,
  4. редкое пульсирование в мышцах спины.

При наличии указанных симптомов болевые ощущения будут усугубляться во время длительного нахождения в позиции стоя, а также при приседаниях и наклонах. В положении лежа, в спине боли будут стихать.

Если обнаружены малейшие симптомы дефекта Шморля, то терапия начинается безотлагательно, не дожидаясь новых проявлений. Лечение на ранних этапах заболевания даст возможность избежать развития опасных патологий.


В самом начале необходимо проконсультироваться с врачом-невропатологом, который после тщательного осмотра направит человека на рентгенографическое исследование. С помощью рентгеновского снимка врачи выяснят область локализации образования.

В терапевтических целях должна быть назначена оздоровительная гимнастика. Такое лечение проходит по установленному графику и под чутким контролем физиотерапевта.

Лечебные упражнения направлены на растяжку позвонков и их укрепление. Достаточно эффективны сеансы лечебного массажа и мануальной терапии. При помощи таких процедур расслабляются отдельные сектора позвоночника, в которых находится дефект типа Шморля.

Помимо этого, в отделах позвоночника заметно улучшается кровообращение. Чтобы повысить эффективность лечения, следует применять хвойные либо скипидарные ванны.

Для лечения позвоночника от грыжи Шморля применяется и тракция позвоночных столбов. С помощью процедуры под действием нагрузки позвоночник растягивается, такое состояние улучшает питание тканей.

Читайте также:
Adblock
detector