Как держаться на воде на спине

0:10 — Как же держаться на воде не двигаясь?

0:28 — Почему ноги тонут или не тонут, когда лежишь в воде на спине?

1:20 — Почему женщинам и детям легче плавать на спине!?

1:58 — Так как же лежать в воде на спине?

3:46 — способы держаться в воде вертикально;

4:08 — как быть, если лежать в воде на спине не получается

Мне постоянно задают один и тот же вопрос: как научиться держаться в воде, не двигаясь при этом?

Лежать в воде на спине не двигаясь, могут позволить себе только люди с небольшим удельным весом ног.

Кто не помнит, или не знает, что такое удельный вес, подскажу: удельный вес – это отношение веса любого вещества к занимаемому им объему. Так, удельный вес 1 куб. м воды (дистиллированной) примерно 1 020 кг, а 1 куб. см — около 1 г.

Наше тело разное по плотности. Удельный вес 1 куб. см костей — в среднем около 2, т. е. кости человека тяжелее воды. Жировая ткань — легче воды, а мышцы примерно равны по весу с водой, потому что они состоят до 80 % из воды.

Несложно догадаться, что людям с бОльшим количеством жира и меньшим — мышц — легче держаться на воде. Например — женщинам и детям. У них не только другое соотношение мышц/жира, чем у мужчин, но и кости легче.

Большинству мужчин никогда не получится лежать на воде и не двигаться — из-за большей доли мышц и плотности костей. А чтобы держаться в воде вертикально, мужчинам по любому придётся работать ногами.

Три способа работы ногами в этом положении:

— отталкивание ногами под водой в стиле брасс

— такое же отталкивание, только ноги работают по очереди, а не одновременно

— работа ногами в стиле кроль

Кроме того, во всех этих случаях можно и нужно подрабатывать себе руками, чтобы легче было держать вертикальное положение в воде.

Но все эти способы очень утомительны и энергозатратны. Так долго в воде не продержишься! Женщины-то могут полежать на спине в воде, как на диване. Особенно, если вода теплая. А что делать мужчинам?

Уважаемые мужчины! Расстаньтесь с иллюзией, что можно лежать в воде на спине, не двигаясь или держаться в ней вертикально и не тратить много энергии!

Для людей с большим удельным весом ног существует единственный способ экономить силы и получать удовольствие во время плавания. Нужно лечь на воду, максимально расслабить лицо и шею, и плыть кролем на груди или на спине, или же брассом, мягко поднимая голову лишь для очередного вдоха. Не сильно работая при этом ногами и руками. Полное слияние с водой, и максимальное расслабление тела – залог долгого плавания, даже если пловец не обладает совершенной техникой.

Плавание – один из видов спорта, заниматься которым может каждый. Начинать его осваивать лучше всего в бассейне под руководством тренера.

Польза от плавания:

Плавание на спине не только укрепляет спину, но и позволяет организму отдохнуть от нагрузки, расслабить мышцы. Поэтому при дальних заплывах умение плавать на спине позволит спокойно, с отдыхом, преодолевать дистанцию.

Как правильно научиться плавать на спине

При плавании на спине главное – правильное положение тела. От этого зависит дыхание и скорость заплыва.

При плавании надо следить за:

Главное – правильно расположить свое тело в воде: ровно на уровне воды. Чтобы этого достичь, надо ровно расположить голову, уши погрузить в воду, при этом вода на лице не должна подниматься выше центра щеки. Подбородок немного приподнять вверх.

Поясница выгнута, грудная клетка и живот находятся над водой.


Техника движения ног – непрерывные ритмичные движения вверх-вниз, которые начинаются от таза, носок ноги натянут. Когда нога уходит вниз, в колени она начинает сгибаться, проходя линию тела, и мах плавно заканчивается носком. Двигаясь вверх, она резко распрямляется в колени, при этом бедро поворачивается раньше, чем голень и стопа. Основной рабочий мах – снизу вверх. Усиливая скорость плавания – амплитуда ударов ногами уменьшается.

В данном виде плавания, руки практически постоянно прямые, только под водой при гребке локоть немного сгибается. Исходное положение – ровные закинутые руки за голову, параллельно корпусу. Особенность гребка состоит в том, что при закидывании руки в воду она сначала заходит с мизинца, а выходит большим пальцем, однако при выходе первым над водой появляются плечо, предплечье, потом кисть. В цикле гребка кисть совершает вращательное движение.

За один цикл гребка делается по одному вдоху и выдоху. В более расслабленном положении, когда ведущая рука делает гребок под водой, производится вдох через нос. Выдох происходит при поднятии и забросе руки, через нос или через рот и частично нос.

Техника плавания на спине должна быть четко отработана, после чего можно приступать к практическим занятиям выполняя полный цикл заплыва.

Старт и разворот (поворот)


Плавание на спине начинается со старта в воде:

  1. Человек группирует свое тело около стартовых поручней: ноги согнуты, стоят параллельно на стенке бассейна, на расстоянии ширины плеч, под линией воды. Руки прямые держатся за поручни.
  2. Толчок.

Пловец на прямых руках немного приподнимается, после чего отпускает их и делает мах за голову, ноги в это время совершают толчок.

  1. Опускаясь на воду, тело совершает прогиб, руки находятся за головой.
  2. Сначала в воду опускаются кисти рук, после чего голова.
  3. Тело принимает нужную форму и начинает скользить по поверхности воды.
  4. Человек начинает плыть с одновременных движений рук и ног.

Данный спортивный вид плавания чаще всего использует открытый поворот. Этот способ предполагает вращение, в результате которого человек оказывается под водой, откуда и начинает заплыв в обратную сторону. Направление при повороте определяется первой, коснувшейся стенки бассейна, рукой. При касании правой рукой стенки бассейна, поворот будет осуществляться в правую сторону, левой – в левую. Во время касания рука должна быть согнутой в локте.

Во время касания первой рукой стенки, вторая делает подгребающие движения в районе бедра. Происходит вращение, после чего руки выносятся махом за голову, ноги группируются, упираются в стенку бассейна, как при старте и делают толчок. Происходит скольжение, тело уходит под воду на глубину 35-45 см. Далее начинается обычный заплыв.

Как научиться самому или самостоятельное обучение

Взрослому человеку научиться плавать самостоятельно более проблематично, чем ребенку. Поскольку появляется боязнь воды и чувство страха утонуть. Также присутствует психологический аспект, что человек уже взрослый, но так и не научился плавать. Поэтому вначале надо побороть боязнь воды. Необходимо убедиться, что вода способна держать тело. Для этого можно провести такой эксперимент: зайти в реку или море чуть глубже пояса, набрать полные легкие воздуха и нырнуть с головой. Под водой сгруппироваться, обхватив ноги руками. В это время можно будет почувствовать, что тело всплывает на поверхность. После того, как воздух закончится снова встать на ноги.


Обучаться плаванию лучше в бассейне, где вода спокойная. Обязательно нужен тренер или человек, который умеет хорошо плавать и будет контролировать и помогать. Чтобы процесс обучения плаванию на спине шел правильно, первое, что необходимо сделать – это научиться держать себя на воде. Делать это надо таким образом:

  • зайти в бассейн по пояс в воду;
  • взять в руки доску для плавания или нудл;
  • держась руками за аксессуар присесть в воду, коснувшись ее мочками ушей;
  • после этого медленно откинуть голову назад, на затылок;
  • выровнять свое тело с поверхностью воды, ноги могут оставаться касаться дна;
  • лежать на воде полностью расслабив тело, шею, голову;
  • когда баланс найден, отпустить водный аксессуар и лежать без него;
  • принять исходное положение.
Читайте также:  Отек на шее что это может быть

Главное в этом упражнении научится полностью расслабляться. Как только тело будет спокойно лежать на воде, можно приступать к тренировке техники плавания на спине.

Виды, стили и способы плавания на спине

Существует два основных вида:


В классическом исполнении кроль на спине, техника плавания которого рассмотрена выше состоит из цикла, включающего в себя: два маха руками, шесть ударов ногами, один вдох и один выдох. Когда ноги работают ритмично и правильно, можно плавать без рук. При этом корпус должен постоянно работать: поворачиваться в одну и другую стороны на каждые три удара ногами.

Плавание для спины и позвоночника. Польза для здоровья

Укрепить мышцы спины можно с помощью плавания на спине. Этот вид спорта легко освоить даже новичку. Поскольку только в данном виде плавания не выполняется выдох в воду, лицо всегда находится над поверхностью воды.

При плавании на спине, задействованы:

  • мышцы пресса;
  • мышцы спины;
  • плечевой пояс;
  • ромбовидная мышца;
  • задняя поверхность бедер и ягодицы.


Тренировка и укрепление данных групп мышц, позволяет избавиться от болей в спине, пояснице и выступает профилактикой для различных заболеваний спины.

Во время лежания на воде, голову держат мышцы передней части шеи. На начальном этапе плавания не стоит преодолевать большие дистанции, начинать надо постепенно. Поскольку от непривычки и новых нагрузок может возникнуть дискомфорт в шейном отделе. Также недостаточное вращение туловищем во время заплыва приводит к возрастающим нагрузкам на плечевые суставы и мышцы, соответственно и на шею. При сильных болях занятия надо прекратить.

В процессе всей жизни позвоночник человека выдерживает большие нагрузки. В результате чего изнашиваются межпозвоночные диски, и начинает болеть спина. Снять нагрузку можно с помощью плавания, поскольку в воде все мышцы расслабляются. И при плавании на спине позвоночник полностью разгружается. При этом происходит тренировка и укрепление остальных мышц.

Однако неправильное положение тела в воде может вызвать после плавания боли в спине. Поэтому необходимо внимательно следить за техникой во время занятий. Плавание на спине показано при грыжах позвоночника и остеохондрозе. Однако начинать занятия лучше после консультации с врачом, который расскажет о допустимых нагрузках.

Упражнения на суше и в воде

Чтобы научиться плавать самостоятельно или под присмотром тренера надо начать с упражнений на суше. Гимнастика позволит подготовить тело к работе на воде.


Исходное положение: сесть, опереться на руки за спиной, ноги вытянутые, носки натянуты и немного вывернуты внутрь. Ноги приподнять на 30 градусов над поверхностью, делают попеременные удары вверх-вниз. Упражнение выполняется на земле или на бортике бассейна.

Круговые махи руками отрабатываются сначала на земле. Стать, подняв одну руку вверх, а вторую опустить вниз вдоль туловища. Делать большие круговые движения поочередно. В это же время отрабатывается и правильное дыхание: при правой поднятой руке – вдох, при ее опускании – выдох.

  1. Аналогичное движение ногами, как на суше, только на небольшой глубине в воде.
  2. Круговые махи руками назад, при хождении в воде.
  3. Лечь на поверхность воды.

Стоя по пояс в воде, поднимая руки вверх чуть шире плеч сделать вдох, и задержать дыхание. После чего не спеша опуститься на спину, одновременно с этим оттолкнуться от дна ногами и поднять их в плоскость тела, грудь держать над водой. Попробовать зафиксировать свое положение, после чего стараться наладить дыхание: равномерные вдохи и выдохи через рот.

Аналогично предыдущему упражнению, только руки закинуты ровно вверх. Отталкиваясь ногами от дна пытаться проскользить по поверхности.

Выполняется скольжение по поверхности воды с движением ног кролем. Колени не поднимаются над поверхностью, только кончики пальцев могут показываться над водой.

Упражнение повторяется с одной закинутой за голову рукой, а второй свободно лежащей вдоль тела. Потом руки меняются.

Полноценный цикл плавания, работают ноги и руки. Делая руками два гребка, ногами – шесть ударов. Контролировать дыхание: на мах правой руки вдох, на гребок – выдох.

Придерживаясь рекомендаций о том, как правильно плавать на спине, можно достаточно быстро совершить свой первый заплыв.

Распространенные ошибки


Рассмотрим наиболее часто повторяющиеся ошибки:

Причина в излишнем сгибе тазобедренных суставов, из-за чего таз опускается вниз. Надо вытянуть тело, приняв обтекаемую форму.

  1. Без работы рук, тело проваливается.

Обратить внимание на работу ног: голеностопные суставы не должны быть зажаты, носки смотрят внутрь.

  1. Попадание воды на лицо от работы рук.

Необходимо следить, чтоб рука поднималась прямой и в воду заходила с мизинца.

  1. Медленное скольжение по воде.

Причина – не работает корпус. Он не должен лежать горизонтально, его надо вращать, это позволит увеличить скорость заплыва.

Рекомендуется обратить внимание на указанные ошибки и не допускать их при своем обучении.

5 советов и рекомендаций для начинающих

Чтобы процесс обучения прошел легко, надо:

  1. Начинать тренировку с занятий на суше.
  2. Занятия в воде можно начинать с дополнительными аксессуарами, которые помогут лучше держаться на воде.
  3. Контролировать положение тела: грудная клетка приподнята, ушные раковины находятся под водой, взгляд направлен вверх, таз не прогибается вниз.
  4. Учиться плавать без рук, только с помощью движений ногами.
  5. Не забывать о работе корпуса, он должен вращаться с одной стороны в другую.

Данные рекомендации помогут обратить внимание на главные моменты во время обучения плавания на спине.

Как плавание на спине поможет сохранить энергию при заплыве на длинные дистанции


Умение плавать на спине позволит сохранить энергию при заплывах на длительные дистанции. Плавание вольным стилем можно чередовать с кролем на спине. Если человек на дистанции устал, он может лечь на спину и восстановить свои силы. Главное при плавании на спине не терять ориентиры, точки старта и финиша.

Олимпийские игры и соревнования

Вид плавания кролем на спине относится к числу олимпийских. Он представляется двумя этапами – эстафета и комплексное плавание.

Профессионал и новатор в данном виде плавания Ленни Крайзельбург, выступающий за сборную США. Он был четырёхкратным олимпийским чемпионом, двукратным чемпионом мира и экс-рекордсменом планеты в плавании на спине. Завершил спортивную карьеру в 2008 году.

В 2016 году олимпиада проходила в Рио-де-Жанейро. Заплыв на спине на 200 м с бронзой завершил Евгений Рылов. Золото забрал американский пловец, серебро – канадец.

Заключение

Таким образом, можно сделать вывод, что купание полезно для укрепления здоровья. Плаванием стоит заняться, поскольку с его помощью:

  • сжигаются калории;
  • формируется красивая подкаченная фигура;
  • снимается стресс, усталость, организм расслабляется;
  • улучшается кровообращение в организме;
  • предупреждаются сердечно-сосудистые заболевания;
  • отсутствуют противопоказания;
  • появляется чувство удовлетворения.

Данным видом спорта можно начать заниматься в любом возрасте. Если болит спина и устает от нагрузок позвоночник, данный вид спорта будет незаменим. Плавание укрепит не только физическое здоровье, но и психологическое. Добавит спокойствия и уравновешенности. Поэтому не стоит откладывать начало тренировок, лучше приступить к ним сразу после ознакомления с данной статьей.

Cамым быстроходным стилем плавания справедливо считают вольный стиль или кроль. При обучении плаванию детей в детских садах инструкторы отдают предпочтение именно этому стилю по разным причинам. Практика же показывает, что дети дошкольного возраста способны успешно осваивать и другие стили (либо их элементы) плавания (брасс, спина), которые в свою очередь способствуют развитию координации и улучшению осанки, имеют облегченный способ дыхания — спина; являются энергетически малозатратными и более практичными — брасс.

В своей работе с детьми дошкольного возраста по обучению плаванию я убедилась, что умение плавать на спине просто необходимо именно для дошколят по следующим причинам:

Плыть на спине проще, так как лицо свободно от воды и можно дышать во время плавания. На спине можно плыть очень долго, можно восстанавливать силы, просто лежа на спине. Дети, освоившие этот стиль плавания, с удовольствием плавают именно на спине.

Читайте также:  Как вытянуть шейные позвонки

Обогащается двигательный опыт детей в воде, развивается общая координация движений (в т.ч. вестибулярный аппарат), что способствует развитию мыслительных процессов.

Разнообразные по своей направленности упражнения делают занятия более интересными. Известно, что дети дошкольного возраста быстро теряют интерес к однообразным упражнениям на занятиях, поэтому, чем больше ребята умеют делать в воде, тем интереснее им будет в бассейне, тем насыщеннее и разнообразнее будут занятия по плаванию.

В процессе обучения плаванию на спине дети учатся принимать правильное положение тела на воде. Горизонтальное положение тела не свойственно человеку, поэтому начиная заниматься с детьми плаванием, очень важно научить ребенка принимать правильное положение на воде, научить его расслабляться. Правильное максимально вытянутое положение тела пловца — это основа для обучения всем спортивным и неспортивным стилям плавания. Распространенная ошибка — неправильное положение таза при плавании — более заметна и устраняема в положении на спине.

В процессе обучения плаванию на спине предотвращаются и устраняются ошибки в работе ног при плавании стилем кроль на груди.

Хотя техника работы ног стилем кроль отличается от техники работы ног при плавании на спине, в общих чертах они схожи. При плавании на груди распространена ошибка: чрезмерное сгибание ног в коленном суставе. При плавании на спине (особенно в ластах) при постоянном контроле удается устранить этот дефект выполнения движения. «Колени «прячутся» под водой!». Если начинать осваивать движение ног (кроль) именно в положении на спине, то неправильная работа ног при плавании на груди практически исключается.

Укрепляются мышцы спины, что благотворно влияет на осанку.

Известно, что именно плавание на спине показано при нарушениях осанки как коррегирующее упражнение.

Именно упражнения в лежании, скольжении на спине вызывают у некоторых детей затруднение. В процессе обучения этим упражнениям у детей воспитываются такие морально-волевые качества личности как решительность, смелость, настойчивость.

Поэтому выполнение и освоение этих движений приносит ребятам и педагогу чувство радости и удовлетворения.

Процесс обучения плаванию на спине детей дошкольного возраста нужно начинать с самого раннего возраста, практически с первых же занятий.

Условно процесс обучения можно разделить на 4 этапа.

I этап. Подготовительный.

Задачи этого этапа: Познакомить детей с понятиями «вперед, назад, вверх»; научить детей расслаблять мышцы тела; познакомить детей с горизонтальным положением тела на спине, с приемом дыхания ртом.

Проводится на этапе ознакомления с водой, возраст детей 3-4 года, глубина воды должна быть комфортной, такой, чтобы дети могли уверенно опираться на руки. В занятия на этом этапе включаются упражнения, готовящие детей к обучению лежанию на спине. Упражнения сначала выполняются на суше, после — в воде.

Подготовительные упражнения для обучения детей плаванию на спине.

Упражнение Задачи Описание движений Методические указания
«Неваляшка» Познакомить детей со значением слов «вперед, назад» и с принятием соответствующего положения тела И.п.-о.с., руки вдоль туловища. Совершать неглубокие наклоны вперед-назад. «Неваляшка качается вперед-назад». Во время выполнения упражнения обязательно проговаривать «вперед-назад».
«Посмотри вверх» Познакомить детей со значением слова «вверх», учить детей смотреть вверх. И.п.-о.с., руки на поясе, немного отклонившись назад посмотреть вверх. «Где солнышко? Посмотрите на солнышко — вверх».
«Полежи-отдохни» (расслабление) Научить детей расслаблять мышцы тела. И.п. — лежа на спине, расслабиться. «Представьте, что вы лежите в кровати, отдыхаете».

В воде это упражнение выполняется с поддержкой под голову, таз. «Горка» Познакомить детей с упором на руки сзади, приподнимая таз от дна. И.п.- сидя ноги прямые вперед, упор на руки сзади. 1-поднять таз, выпрямив ноги, 2-и.п. «Сделайте ровную горку, ноги прямые». «Я смотрю, кто едет по ровной горке!?» «Скамейка» Познакомить детей с правильным положением таза у поверхности воды. И.п.- сидя ноги прямые вперед, упор на руки сзади. 1-поднять таз, переступая ногами, 2-и.п. «Скамейка должна быть ровной, не сломанной. На чьей скамеечке посидит лягушонок!?» посадить на живот ребенку надувного лягушонка. «Крабик», «краб-носильщик», «крабик смотрит вверх» Закреплять у детей умение держать таз у поверхности воды. И.п.- упор на руки сзади и ноги, таз у поверхности воды, передвигаться в разных направлениях в этом положении. «Крабы ползают везде, таз не опускайте». На живот можно положить груз (игрушку, шайбу), «краб» должен перенести его и не уронить. «Посмотрите вверх». «Покажите пальчики» Научить детей поднимать ноги к поверхности воды в положении на спине. И.п.- упор на руки сзади и ноги, таз у поверхности воды, поднимать поочередно ноги; две ноги одновременно. «Покажите пальчики из воды, посмотрите на них, таз не опускать! А теперь посмотрите вверх» «Подушечка» Приучать детей не бояться ложиться на спину, головой назад с опорой, дышать ртом. И.п.- полный присед, держаться руками за поручень, голову положить на воду назад. «Положите голову на воду как на подушечку, смотреть вверх. На лицо вода не должна попасть. Дышите ртом».

II этап. Обучение принятию правильного положения на спине.

Задачи: научить детей самостоятельно принимать горизонтальное положение на спине (с опорой и без нее), скользить в таком положении на задержке дыхания.

На этом этапе мы обучаем детей непосредственно лежанию и скольжению на спине с опорой и без опоры. Этот этап соответствует возрасту детей 4-5 лет. При систематической работе дети к 5 годам осваивают лежание на спине без опоры. Упражнения в лежании на спине предлагаю детям практически на каждом занятии.

В начале учебного года я знакомлю детей с разными способами лежания на спине: с доской у живота, доска за головой, без опоры с поддержкой руками. Глубина воды на этом этапе небольшая (40-50 см), чтобы дети могли легко встать на ноги. Позднее, когда ребята будут смело выполнять лежание с подвижной опорой на спине, глубину можно увеличить. Постепенно следует предлагать детям более легкую опору (легкие доски, мячи разного диаметра, можно использовать нарукавники, круги), чтобы позднее совсем от нее отказаться. Поддержку руками также постепенно ослабляю, в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка.

Хотя мы и выполняем с детьми имитационные упражнения в лежании на суше, детям сложно воспроизвести правильное положение тела в воде. Основные ошибки: сгибание в тазобедренных суставах, запрокидывание головы назад. Чтобы помочь ребятам почувствовать правильное положение тела на воде можно использовать специальный плавучий коврик. Лежание на таком коврике очень нравится, а главное помогает детям.

Упражнение в лежании на спине является для многих детей сложным как координационно, так и психологически. Это упражнение как индикатор выявляет наиболее боязливых ребят. Таким ребятам нужно уделять особое внимание, внушать им уверенность в своих силах, осуществлять поддержку руками, не торопясь отпускать и поднимать их по первому требованию. Очень важно, чтобы ребенок вам доверял, иначе в другой раз он откажется выполнять это упражнение.

В каждой группе обычно есть смелые ребята, которые первыми начинают выполнять упражнение нужно обязательно обратить внимание на них других детей, похвалить их за решительность и смелость. За этими смельчаками будут стремиться остальные дети.

При обучении лежанию на спине, крайне важно научить ребят вставать из этого положения, так как некоторые дети не могут решить самостоятельно эту задачу. Для этого я использую следующий прием. Предлагаю детям принять положение на спине, а потом встать на ноги. Внимательно слежу за детьми, если ребенок не может встать — помогаю ему. Далее прошу детей, успешно справившихся с задачей, продемонстрировать, как они встают на ноги из этого положения. Еще раз объясняю на словах, как это нужно сделать и предлагаю всем ребятам выполнить это движение.

При каждом выполнении упражнения в лежании на спине использую следующие методические указания: «смотри вверх, носик вверх», «живот «приклей» к доске», «не сиди на стульчике», «живот вверх», «выпрямись, вытянись, стань как палочка».

Очень важно объяснить детям необходимость задержать дыхание в начале упражнения, а затем дышать ртом («как рыба»).

После того как ребята стали уверенно выполнять упражнение в лежании на спине, предлагаем упражнение в скольжении.

Знакомлю детей с двумя способами скольжения: из положения, стоя, руки вдоль туловища — «солдатик»; стоя, руки вверх — «стрела».

Объяснение упражнения в скольжении: «Сделайте вдох, задержите дыхание, присядьте в воду и лягте на спину так, чтобы на лицо не попала вода, слегка оттолкнитесь ногами и выпрямитесь».

При выполнении скольжения «солдатиком» использую поддержку под голову ребенка, осуществляю проводку по воде, в конце отпускаю.

Если выполняем «стрелу», говорю, что нужно зажать голову руками, присесть и положить руки на воду, ладошки вверх. При первых попытках придерживаю за пальчики руки детей и помогаю им принять правильное положение и осуществляю проводку.

Чтобы ребята сразу после начала выполнения упражнения не вставали, использую соревновательный момент: «Кто дальше проскользнет?» Обязательно определяем победителей.

III этап. Обучение работе ног в положении на спине.

Задачи: обучить детей работе ног на спине.

Начиная с самых первых занятий в бассейне, я предлагаю детям подготовительные упражнения для обучения работе ног: ходьба, бег на носках маленькими шагами «как мышки»; махи ногами вперед — назад — «качели»; «пни мяч», «фонтаны» — пнуть мяч на воде, саму воду, делая брызги.

Этот этап по времени как бы «наслаивается» на предыдущий — обучать работе ног можно начинать, как только дети научились уверенно держаться на воде в положении на спине с опорой. Упражнения в скольжении на спине с работой ногами можно предлагать детям на пятом году жизни.

Работу ног следует отрабатывать сначала на суше, при этом обращая внимание детей на то, какие ровные должны быть ноги («как палочки»). Сначала нужно добиваться от детей работы прямыми (напряженными) ногами, темп движений — медленный. Когда дети освоят это упражнение, темп следует увеличить. В процессе движения ногами в ускоренном темпе («заводим мотор») ноги у ребят будут немного сгибаться, это позволит добиться нужного эффекта. Важно также регулировать амплитуду движения ног. Для этого я предлагаю при работе ногами коснуться («пнуть») пальцами ног мою ладонь, поставленную на нужной высоте. Вместо ладони можно подставлять любой мягкий предмет: мяч, аквапалку, плавательную доску из мягкого материала. Такая работа проводится на каждом занятии, на этапе обучения.

Изучать работу ног также следует и на мелководье с упором на руки и в положении сидя. При этом акцент делается на то, что ноги из воды не показываются («прячутся под водой»), а на воде от ног получается небольшой «бурун», пенка, водоворот. В положении сидя дети могут наблюдать за движениями ног и воды.

Упражнения для обучения работе ног на суше:

1.»Плывем» — лежа на груди совершать попеременные движения ногами вверх-вниз.

2. «Плывем быстро и медленно» — те же движения с изменением темпа.

3.»Ножницы» — сидя, упор руками сзади, совершать попеременные движения ногами вверх вниз, носки вытянуты. Обратить внимание детей на то, что «ножницы острые и прямые». Когда дети видят правильную работу ног, они лучше понимают, что надо делать.

Следующий шаг: обучение работе ног в ластах. Это позволяет детям при плавании почувствовать продвижение вперед, к тому же ласта оттягивает и помогает выпрямить стопу. При неправильной работе ногами в ластах плыть ребенку очень трудно и на это нужно указать. Во избежание ошибок сначала следует работать ногами медленно, при правильном выполнении упражнения темп можно увеличить. Часто ребята не могут выпрямить ноги в воде, в этом случае нужно предложить поработать ногами на суше, либо войти в воду и вручную исправлять положение ног ребенка.

Методические указания при обучении работе ногами: «Носки вытянуть; ноги прямые; колени прячем под водой; ноги у поверхности воды; ноги сильные; толкаем воду ластами».

Очень часто, начиная работать ногами, дети забывают о правильном положении тела и дыхании. Следует постоянно напоминать детям: «Живот у поверхности воды», «Дышим ртом».

Плавание в ластах следует чередовать с плаванием без них. Вместе с детьми необходимо прийти к выводу, что когда мы плаваем без ласт, то ногами нужно работать быстрее.

При систематической работе дети к концу старшего дошкольного возраста успешно выполняют упражнение в скольжении на спине с работой ногами стилем кроль («торпеда»).

IV этап. Обучение согласованному плаванию на спине.

Задачи: учить согласованному плаванию на спине.

Этап соответствует подготовительному возрасту.

Обучение начинаем с имитации работы рук на суше. Сначала выполняем поочередные движения руками в положении стоя с проговариванием основных опорных точек: «Рука вперед, к уху, назад, к ноге»; темп медленный. Потом дети выполняют это упражнение самостоятельно. Акцент делаем на том, что рука прямая («посмотри на руку»).

Это же упражнение следует выполнять и в положении лежа на спине, если позволяют условия.

В воде работать руками также начинаем в медленном темпе («медленное плавание»). Сначала нужно начать скольжение с работой ног, только после этого начинать работать руками.

Ошибки в работе рук: быстрый темп, согнута рука, гребок в стороне, укороченный гребок. Исправить эти ошибки можно при помощи имитации на суше, самоконтроля при плавании, используя «медленное плавание».

Когда дети усвоят общую схему движений и смогут уверенно проплывать на спине некоторое расстояние, следует обратить их внимание на кисть. Пальцы рук должны быть плотно прижаты друг к другу «как у уточки», а не как у «курочки», а также на то, что первым из пальцев в воду входит мизинец («самый маленький палец»).

После того как дети освоили упражнение в плавании на спине с работой руками и ногами, следует объяснить им, что дыхание должно быть ритмичным. Этот процесс также происходит на суше. В положении стоя под счет выполняем работу руками, в согласовании с дыханием: 1 — правая рука вверх к уху — вдох; 2 — правая рука вниз к ноге — выдох; 3 левая рука вверх к уху — выдох; 4 — левая рука вниз — выдох.

В воде сначала плаваем в ластах, сочетая работу рук и ног с дыханием. Через некоторое время ласты снимаем и плаваем уже без них на спине, согласовывая работу рук и ног с дыханием.

Таким образом, дети дошкольного возраста осваивают плавание на спине наряду с другими способами плавания. Это новое умение позволяет педагогу разнообразить задания по плаванию, усложняя их. На занятиях я предлагаю ребятам, уверенно плывущим на груди и спине, задания повышенной сложности, например, плыть кролем круг по бассейну, перевернуться на спину — отдохнуть и плыть дальше. Выигрывает тот, кто дольше проплывет, не вставая на ноги. Плыть с изменением стиля плавания — грудь — спина. Плыть кролем, коснуться стены руками, поставить стопы возле рук, оттолкнуться ногами, плыть на спине и другие. Многим ребятам сложно сначала выполнить эти задания, но постепенно все справляются с ними.

Регулярно посещая занятия плаванием, проявляя настойчивость, решительность и терпение, ребята при поддержке инструктора, воспитателей детского сада и родителей успешно овладевают жизненно важным навыком плавания кролем, на спине и другими стилями (на усмотрение педагога). Этот навык сохраняется у детей навсегда, делая жизнь растущего человека более насыщенной и интересной, приобщая его к такому богатому миру физкультуры и спорта. А нам, родителям и педагогам, позволяет воспитывать физически и нравственно здоровое поколение граждан нашей огромной страны.

Читайте также:
Adblock
detector