Как правильно сидеть за рулем чтобы не болела спина

Боли в спине связанные с сидячим или малоподвижным образом жизни очень распространены на сегодняшний день среди большинства людей. Этому подвержены люди, которые долгое время находятся за рулем. Например, дальнобойщики не всегда имеют возможность сделать остановку, и размять мышцы.

Существуют некоторые правила и упражнения, выполняя которые можно предотвратить боли в спине.

Как избежать боли в спине

Несколько советов, чтобы избежать болезненных ощущений в спине:

  1. Важно не сутулиться при вождении автомобиля, а желательно всегда иметь прямую спину. Сутулость при вождении машины значительно повышает риски навредить позвоночнику.
  2. Садиться в машину необходимо правильно, вначале задней части бедра. Для начала нужно присесть в кресло на ягодицы, а затем поставить ноги в салон. Некоторые люди присаживаются в машину неправильно. Сначала ставят ногу в салон и держаться рукой за руль, а затем садятся в кресло. В этом случае происходит большая нагрузка на пояснично-крестцовый переход позвоночника и может возникнуть боль.
  3. Рекомендуется настроить подлокотники. Верхний подлокотник должен быть расположен так, чтобы не располагался ниже уровня глаз, при этом не выше макушки. Его наклон должен быть около 2 см от головы.
  4. Правильная регулировка кресла. Кресло необходимо подвинуть так, чтобы колени были согнуты под углом 120 градусов. Локти должны быть согнуты под таким же углом, при этом руки должны держать руль.
  5. Правильная поза. Сидеть за рулем необходимо прямо, но не развалившись в кресле, ведь такая поза вредит позвоночнику. Из-за того, что сонные артерии перекрываются, происходит быстрое утомление организма, может снижаться зрение.

Правильное питание

Немаловажным для здоровья спины является правильное питание. Рекомендуется употреблять не большое количество соли, не увлекаться острыми продуктами, жирной и жареной пищей.

Важно! Употребление большого количества кофе не позволяет усваиваться кальцию, поэтому необходимо заменять этот напиток травяным чаем или соком. Некоторые травы полезны для здоровья спины: липа, боярышник, шиповник, настой валерианового корня.

В рационе должны быть кисломолочные продукты, а также фрукты, овощи, орехи и различные каши. Например, сок из грейпфрута поможет вывести из организма лишнюю жидкость, а это препятствует отложению солей.

Упражнения для уменьшения болей спине

Гимнастику можно выполнять за рулем, некоторые из таких упражнений:

  • поясничную зону позвоночника необходимо прижать как можно сильнее к спинке кресла, а затем расслабиться. Выполнять по 29 сек около 11 раз;
  • выполнить движения плечами вверх-вниз примерно 10 раз. Такая гимнастика улучшит кровообращение в сосудах шеи и головы.
  • шею нужно вытянуть как можно больше вверх, а далее расслабиться, но при этом подбородок не опускать вниз. Сделать около 7 раз. Выполнение этого упражнения расслабит мышцы шейной зоны позвоночника.

Поездка за рулем может стать причиной остеохондроза или сколиоза. Рекомендуется поддерживать каждодневно упругость позвоночника и его подвижность, для этого можно применять специальный комплекс упражнений и вести здоровый образ жизни.


Работоспособность каждого водителя в значительной мере зависит от того, насколько удобна его поза.

Правильная посадка водителя за рулем обеспечивает прекрасную видимость пути, вызывает наименьшую усталость, поэтому имеет крайне важное значение.

Поза водителя должна определяться, прежде всего, соображениями безопасности.

Важность правильной посадки

Откровенно говоря, сидячая поза признана наиболее вредной для человека. Но, поскольку управлять автомобилем стоя просто невозможно, мы рассмотрим советы, направленные на минимизацию напряжения и на подготовку к любым экстренным ситуациям.

Почему же грамотная посадка водителя за рулем так важна:

  1. Правильное положение тела водителя не дает ему быстро уставать.
  2. Обеспечивает быструю реакцию на любые нештатные ситуации на дороге.
  3. Правильная посадка обеспечивает хорошее кровообращение.

Интересно, что в аварийной ситуации обычно водитель действует инстинктивно. Перед самым ударом он невольно упирается в обод руля руками, а ногами в педали или в пол, пытаясь тем самым смягчить последствия.

Если при этом локтевые и коленные суставы будут полностью выпрямлены, он рискует получить травму даже от слабого толчка.

Читайте также:  Как укрепить мышцы спины при грыжах на позвоночнике

И напротив, чуть согнутые конечности куда лучше парируют удар. Отсюда следует первое правило правильной посадки водителя: прямым ногам и рукам — нет!

Правильная посадка – безопасность и комфорт

Фирмы, которые конструируют и выпускают водительские автомобильные кресла, обыкновенно обещают, что в конструкции сиденья ничего вредного нет.

Достаточно правильно отрегулировать водительское кресло, и тогда можно не переживать за свой позвоночник, и расслабив мышцы спины полностью насладиться поездкой даже на самые большие расстояния, сохраняя комфорт и приятные ощущения.

А если водитель прекрасно себя чувствует за рулем, тогда повышается и его внимательность, ему намного легче сосредоточиться на дороге.

Как правильно сидеть за рулем, чтобы не болела спина? Многие водители знают главное правило правильного положения за рулем, но при этом большинство настойчиво его игнорируют.

Правило заключается в том, что спина должна максимально соприкасаться со спинкой сиденья.


Частая ошибка водителей заключается в том, что они принимают так называемую позу таксиста, нависая на руле или поднимая кресло так высоко, что оно удерживает только спину.

Это очень вредно для позвоночника, который в таких положениях испытывает серьезные нагрузки. В дальнейшем такие нагрузки могут дать осложнения и привести к болезням позвоночника, таким, как радикулит и остеохондроз.

Отрегулировать сиденье необходимо таким образом, чтобы ноги и руки были слегка согнуты в коленном и локтевом суставе.

Как правильно сидеть за рулем автомобиля? Спина водителя в идеально отрегулированном кресле должна соприкасаться с ее спинкой в трёх точках. Нижняя часть шеи, лопатки и поясница должны плотно прижиматься к спинке сиденья.

Такое положение очень полезно для спины, также позволяет лучше ощущать дорогу и при поворотах, особенно крутых и резких, крепко сидеть в кресле, а не соскальзывать с него.

Многие водители во время движения управляют транспортом, склонившись над рулем. Это ограничивает работу обоих предплечий, поэтому руки не могут выполнить полный поворот рулевого колеса.

Даже водители со стажем объясняют, что так они увеличивают обзор, но на самом деле — это самообман. В положении, когда вы склонились над рулем, вы ухудшите видимость, кроме этого, снижается чувствительность вестибулярного аппарата, а это уже очень опасно.


После того, как вы определились с положением сиденья, приступайте к настройке руля. Как правильно держать руль? Между ободом рулевого колеса и ногами должна с легкостью пролезать ладонь.

Ни в коем случае руль не должен сковывать какие-либо движения водителя или перекрывать приборную панель.

Некоторые авто имеют специальную настройку рулевого колеса. Также на ободе многих современных рулей есть специальные приливы, которые позволяют держать баранку поудобнее, поэтому найти правильное место рукам не так уж сложно.

Очень важно приучить себя, что руль не должен быть точкой опоры, на нем необходимо сосредоточить исключительно вес рук. В свою очередь, центр тяжести тела следует сосредоточить на сиденье: на спинку — 70% веса, а на подушку — 30%.

Главное не забывать, что большинство современных автомобилей оснащены подушками безопасности. Дело в том, что одну из подушек часто размещают в ступице руля, поэтому в аварийной ситуации возможна очень сильная отдача, которая чрезвычайно опасна – она может ваши руки бросить вам в лицо.

Именно поэтому держать на месте раскрывающейся подушки свои руки крайне не рекомендуется. В этом случае очень полезны отформатированные приливы на ободе – они позволяют поставить руки правильно, заранее задают правильный обхват.

Как определить правильное расстояние от рулевого обода до водителя? Сделать это очень просто. Необходимо, чтобы запястья рук дотягивались до верхней точки руля, а ступица была направлена в лицо, никак не в живот.

Если у старых моделей автомобилей рулевое колесо изготовлено не очень удобно, поскольку при маневрировании не позволяло располагать их правильным образом, то современные баранки 2019 года во время самых крутых виражей дают возможность не только не перехватывать руль, но и не перекрещивать руки.

Читайте также:  Как избавиться от болей в спине при остеохондрозе

Однако повороты в маленьких дворах и парковка для рулевого обода современного внедорожника, напротив, неудобны.

Конечно, начинающим водителям гораздо легче научиться держать баранку правильным образом. Однако водителям со стажем, которые привыкли держать руль по-старому, потребуется изрядно попотеть, чтобы приноровиться к подушке безопасности.

Они, естественно, знают многие другие тонкости безопасного вождения, но фактор подушки могут не учитывать.

Благодаря такому положению носок левой ноги окажется на месте для отдыха, который расположен с левой стороны от педали сцепления, а носок правой ноги будет на педали газа.

Во время того, как вы переносите ногу с одной педали на другую, ни в коем случае не отрывайте стопу, поскольку это сместит центр тяжести, а потому может помешать в дальнейшем быстро совершить какой-либо маневр.

Ни в коем случае не допускайте того, чтобы опорой были органы управления. Иначе говоря, во время толчка нельзя опираться на руль или иные элементы панели приборов. Напротив, ими следует управлять, а не хвататься за них руками.

Предлагаем испытать один интересный способ, который позволяет проверить, правильно ли вы сидите в кресле автомобиля.

Для этого оторвите свои руки от руля, а ступни от пола. Если при этом ваше тело не валится вперёд или назад, то это значит, что ваша посадка верная.

В случае, если тело неустойчиво, попробуйте отрегулировать положение сиденья авто. Нередко бывает достаточно лишь изменить наклон подушки.


Подголовник — очень важная составляющая здоровой осанки за рулём. Замечено, что в процессе езды на трассе многие водители привыкли упираться в него головой.

Стоит признать, что это может создавать дополнительный комфорт. Однако, как и другие элементы машины, подлокотник необходимо грамотно отрегулировать.

Мнение о том, что подголовник нужно поднять до уровня шеи — ошибочное. К тому же, это очень опасно, поскольку в результате аварии можно легко сломать себе шею.

В особенности такое положение опасно в том случае, когда в вашу машину врезаются сзади. В такой момент даже слабый толчок может стать травмирующим, а в некоторых случаях и смертельным.

Если же подголовник закреплен на уровне затылка и по наклону размещен таким образом, что спина, затылок и плечи составляют одну линию под углом 110 градусов — это безопасное положение.

Однако следует учитывать, что никаких строгих правил регулировки подголовника просто не существует, поскольку в этом вопросе следует учитывать анатомические особенности водителя.

Также стоит обратить внимание на то, какое расстояние между головой водителя и потолком салона. Необходимо, чтобы оно было немаленьким.

Для этого попробуйте поставить между потолком и головой кулак – если он свободно проходит, то это значит, что ваша голова в безопасности. В противном случае необходимо обязательно опустить сиденье, иначе встреча крыши автомобиля и вашего темени просто неизбежна.

И это может произойти даже не в аварийной ситуации, а в привычной езде по ухабам.

И последнее важное условие: между затылком и подголовником должно быть свободное пространство, которое равно толщине ладони.


Следующий важный фактор безопасности – это ремень. Оказывается, он тоже нуждается в правильной регулировке! К сожалению, часто автомобилисты пренебрегают ремнями безопасности, поэтому лишь их накидывают, не пристегивая.

Однако такое легкомысленное отношение к своей жизни категорически не рекомендуется. Интересно, что пристегнутый ремень может повысить вероятность выживания во время столкновения в 2 раза, а в случае перевертывания и опрокидывания автомобиля – аж в 5 раз.

Длину ремня следует отрегулировать таким образом, чтобы он проходил от плеча через грудную клетку. Никогда не допускайте, чтобы ремень безопасности оказался на уровне горла, логично, что ни к чему хорошему это не приведет.

Что касается того, насколько тугим должен быть ремень, то можно с уверенностью сказать, что идеальным вариантом является такой ремень безопасности, который позволяет просунуть между грудью и ним свою ладонь.

Благодаря такому натяжению ремня он не будет излишне давить на грудную клетку, а также при различных авариях создаст максимальную эффективность.

Читайте также:  Обострение грыжи поясничного отдела что делать

Все водители разные

Если вам посчастливилось иметь нестандартное телосложение, то постарайтесь принять дополнительные меры:


  1. Длинные руки. Следует отклонить спинку назад, а затем как бы сползти вниз по сиденью. При этом нужно учитывать, что появится большее напряжение мышц шеи.
  2. Длинные ноги. Попробуйте сесть более вертикально. Главное ориентироваться на то, как больше удобно рукам.
  3. Маленький размер обуви. Под резиновым ковриком прикрепите к полу небольшую доску или подставку, благодаря этому пятки не будут отрываться от пола.
  4. Слабые руки. Воспользуйтесь более широким хватом или установите руль с большим диаметром.
  5. Короткие руки. Попробуйте немного согнуть ноги и сесть более вертикально. Также нужно немного согнуть рычаг переключения передач так, чтобы при переключении передачи вам не нужно было отклоняться от сиденья.

Итак, все вышеприведенные советы специально предназначены для того, чтобы помочь водителю превратить напряженный процесс езды в более комфортный.

Применяя их, спина автомобилиста даже в период слишком длительных поездок не будет испытывать сильных нагрузок.

Как показывает жизнь, не все водители знают, как правильно сидеть за рулем, поэтому часто мучаются от дискомфорта, который рано или поздно приводит к болям в спине. Благодаря постоянным болевым ощущениям и неправильному положению тела водителя возникают различные заболевания. Поэтому о важности правильной посадки за рулем нельзя забывать.

Многие даже не задумываются о том, что если неправильно сидеть в машине, это заметно ухудшит вашу реакцию. Если водитель сидит неправильно в длительной поездке, ноги затекают, поясница ноет и голова уже работает плохо. Что вы хотите, если из-за такой позы сосуды в шейном отделе позвоночника пережимаются, что приводит не только к головной боли, но и к ухудшению остроты восприятия, а значит, и к снижению внимательности и реакции. Это может привести к серьезной аварии.

Посмотрите, как спроектировано водительское кресло. В старых машинах об эргономике порой не задумывались, поэтому водитель даже не может настроить положение кресла под себя. Но даже новые кресла в современных машинах могут потерять жесткость и удобство. Конструкция уже не поддерживает спину и отдельно поясницу. Поэтому правильная поза имеет особую важность, чтобы избежать проблем со спиной.

Затем попробуйте попереключать передачи — если у вас машина с механикой, вам приходится часто дергать ручку, и это нужно делать, чтобы вам было удобно. Переключая, вы не должны отрывать спину от кресла, иначе это будет фатальной ошибкой для вашей спины и приведет к развитию хронических патологий.

Если у вас уже есть проблемы со спиной, особенно с поясницей, тогда вам нужны специальные ортопедические накладки, чтобы поддерживать спину и снизить нагрузку. Если у вас сиденье можно регулировать по высоте, садитесь ниже, чтобы вам было удобно по росту и вы не ощущали дискомфорта. Если вы начинающий водитель, садитесь повыше, чтобы осознавать габариты машины.

И не забудьте про регулировку спинки кресла. Между ногами и спиной должен быть угол 90 градусов. Но ноги не стоят ровно на полу, поэтому прямой угол между полом и спинкой лучше не устанавливать. Главное — вам должно быть удобно.

Читайте также:
Adblock
detector